Звенья одной цепи: как голландцы заново изобрели велосипед

Звенья одной цепи: как голландцы заново изобрели велосипед

Понятный, удобный и доступный. В Нидерландах его используют дети и старики, рабочие и монархи. Для голландцев велосипед — это не просто средство передвижения, это символ свободы и прагматизма нации.

Звенья одной цепи: как голландцы заново изобрели велосипед

— Уйдите с дороги! — Они кричат на меня сзади. Я объезжаю велосипедиста, понимая, что нечаянно заехал на ее территорию — узкую улицу, отделенную от проезжей части пунктирной линией. Типичный неуклюжий турист — даже дети в Нидерландах знают, что фиетспад, или велосипедная дорожка, — не место для пешеходов.

В главном музее страны, Rijksmuseum, мимо меня проходят бизнесмены в костюмах и студенты в джинсах. Девушка в туфлях на высоких каблуках крутит педали, ловко обходя других. Молодая мать несет двух детей: младший в плетеной корзине впереди, старший — сзади. А вот пожилая пара: купается в рекреации, держась за руки. Вдруг начинается дождь. Но велосипедисты ничуть не возражают. Они надевают свои макинтоши и едут дальше. Некоторые ныряют под арку Рейксмузеума. Длинная сквозная галерея с высоким сводчатым потолком проходит через все здание, разделяя его на две части. Для велосипедистов имеется широкая двухполосная дорога. Для пешеходов предусмотрены зоны вдоль стен.

Звенья цепи: как голландцы заново изобрели велосипед

Читайте также

    Галерея: Самые странные велосипеды

В разное время через Рейксмузеум проезжали конные экипажи, автомобили, мопеды и, конечно же, велосипеды. Когда в 2003 году начались ремонтные работы, директор музея хотел закрыть дорогу, соединив два крыла. Но жители неохотно приняли этот шаг. В течение десяти лет реализации проекта главной заботой жителей Амстердама была судьба велосипедной дорожки, а не новый облик музея. В конце концов, при поддержке голландского Совета велосипедистов, Fietsersbond, велодорожка была отвоевана в суде. Реставрация музея обошлась властям дороже, чем они планировали, но простые голландцы остались довольны. В конце концов, велосипед — такая же часть их культуры, как картины Рембрандта или Ван Гога. Нарушение прав велосипедистов подобно нарушению конституции.

КОРОЛЕВА У РУЛЯ

— Знаете ли вы, кто эта светловолосая девушка на велосипеде? — Тим Лунсхоф, 32-летний владелец компании Free Walking Tours Amsterdam, показывает мне фотографию школьницы. Она выглядит как обычная 12-летняя девочка. На обычном велосипеде с красной корзиной на раме. — Это Ее Величество Екатерина-Амалия, наследница престола. Она ходит в обычную школу, где катается на своем велосипеде, как и все остальные дети ее возраста. Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю (в возрасте 12 лет), родители покупают ему взрослый велосипед. Теперь ему приходится ездить в школу одному. Это голландский способ ведения дел.

Как только ребенку исполняется 12 лет, родители покупают ему взрослый велосипед. Теперь ему приходится ездить в школу одному.

Члены королевской семьи, как и голландцы, ведут себя скромно и ездят на велосипедах. Именно королева Вильгельмина привезла его в Нидерланды. Она познакомилась с автомобилем во время австрийского отпуска в 1897 году. В то время им пользовались только европейские монархи. Но увлечение Вильгельмины не понравилось ее матери. Она считала езду на велосипеде слишком опасной для наследника престола. Вильгельмина вернулась к своему хобби только после смерти матери в 1934 году. Королева не стеснялась ездить по улицам Гааги, подавая пример простым голландцам.

Ее дочь Джулиана продолжила эту традицию. Она часто посещала города и деревни, общаясь с их жителями. Скромная одежда и велосипед — вот за что люди уважали королеву. Даже ее жених, Бернхард Липпе-Бистерфельд, познакомился с голландцами во время велосипедной прогулки по улицам Гааги. Их дочь Беатрикс была увековечена в бронзе на велосипеде. В 2002 году в Редене, городе, расположенном недалеко от велосипедной дорожки, была установлена статуя, чтобы люди могли ехать бок о бок с королевой.

Звенья цепи: как голландцы заново изобрели велосипед

ПОЛИТИКА НЕЗАВИСИМОСТИ

— В Нидерландах все пользуются велосипедами: студенты, государственные служащие, политики. Наш мэр также ездит на работу на велосипеде». — говорит 40-летний Яп Валкема, советник по транспортной политике в Гронингене.

Местные жители называют Гронинген велосипедной столицей мира. Это уютный городок с узкими улочками и каналами. Каждое утро 50 000 студентов — четверть населения города — спешат в университет. Некоторые приезжают из других городов и деревень. Яп Валкема живет в деревне в 12 километрах от места своей работы. В хорошую погоду он ездит в офис на велосипеде. В плохую погоду до ближайшей железнодорожной станции. Многие люди оставляют свои велосипеды на железнодорожной станции в Гронингене.

— Велосипед, в отличие от автомобиля, можно припарковать в любом месте. В городе гораздо проще добраться куда угодно». — продолжает японец. — Теперь это стало еще удобнее. Мы установили светофоры с датчиками дождя. В плохую погоду встроенный датчик сокращает время ожидания для велосипедистов с трех минут до 40 секунд. На перекрестках велосипедисты также могут пересекать дорогу по диагонали, а не в два этапа.

Части одной цепи: Как голландцы заново изобрели велосипед

Читайте также

    От Москвы до Кольского полуострова на велосипеде

Гронингену понадобилось менее 50 лет, чтобы стать велосипедной столицей Нидерландов. В 1960-х годах жители начали массово пересаживаться на автомобили, и Гронинген стал задыхаться от выхлопных газов. Как и большинство голландских городов, он не был готов к автомобильному буму. Идея заключалась в том, чтобы уменьшить заторы за счет расширения дорог и сноса старых кварталов.

— Но мы выбрали другой путь». — Яп Валкема улыбается. — В 1970-х годах в городском совете работало много молодых людей. 24-летний Макс ван ден Берг отвечал за транспорт и городское планирование. Он предложил сделать исторический центр пешеходной зоной. Разрешалось ездить только на велосипедах. Многие люди боялись, что без автомобиля никто не сможет ничего купить в магазинах. И если бы магазины в центре были закрыты, город опустел бы. Но произошло обратное.

В Гронингене семейные пары с детьми гуляют беззаботно. Пожилые люди используют велосипеды для посещения продуктовых магазинов. По вечерам студенты бегают в центр города, чтобы выпить пива. Многие люди оставляют свои велосипеды в барах на площади. Большинство из них приходят в De Drie Gezusters, самую большую насосную станцию в стране. Под одной крышей находится 20 баров с разными интерьерами и разной музыкой. Вождение в нетрезвом виде в Нидерландах запрещено, но велосипедистов никто не проверяет. Как шутят сами студенты, что может случиться с пьяным велосипедистом? Он падает, встает и снова едет.

Части одной цепи: Как голландцы заново изобрели велосипед

СТАТИСТИКА

На колесах

767 км велодорожек в столице.

35 000 км общей протяженности всех велосипедных дорожек в стране.

В Нидерландах насчитывается 22,3 миллиона велосипедов. На одного жителя приходится 1,3 велосипеда. В Амстердаме насчитывается 1,07 велосипеда, а в Гронингене — 1,4 велосипеда.

В Амстердаме 140 велосипедных магазинов.

10 000 мест для парковки велосипедов расположены на центральном вокзале голландской столицы.

Каждый год из каналов Амстердама вылавливают 12 000-15 000 велосипедов.

Более 70% всех поездок по городу жители Амстердама и Гааги совершают на велосипедах.

928 000 велосипедов было куплено в Нидерландах в 2016 году.

В 2016 году в стране было украдено 96 507 велосипедов. Это означает в среднем 11 велосипедов в час.

Ежегодно на велосипедную инфраструктуру в Нидерландах тратится 400 миллионов евро.

Поездка по голландскому городу с населением более 100 000 человек занимает у среднестатистического велосипедиста на 10% меньше времени, чем у водителя автомобиля.

ЗДОРОВЫЙ ПРАГМАТИЗМ

— Велосипед является безопасным средством передвижения. Им пользуются все, и молодые, и старые», — говорит Йохан Дипенс, директор — говорит Йохан Дипенс, директор консалтинговой компании Mobycon в Делфте. Его компания уже 25 лет занимается строительством велосипедной инфраструктуры в Нидерландах и по всему миру. — Пятьдесят лет назад в дорожных авариях погибало более трех тысяч голландцев в год, сегодня эта цифра составляет 600 человек. В 1971 году в автомобильных авариях погибло более 450 детей. И тогда люди организовали протесты по всей стране. Люди вышли на улицы, требуя запретить въезд автомобилей в спальные районы. Движение получило название Stop de Kindermoord («Остановить убийство детей»).

Части одной цепи: Как голландцы заново изобрели велосипед

А в 1973 году кризис на Ближнем Востоке привел к росту цен на нефть. Ездить стало дорого. Премьер-министр Йооп ден Ойль призвал голландцев подумать об экономии денег. Штат инициировал серию акций «Воскресенье без автомобиля», во время которых дети играют на пустых дорогах. Что если бы взрослые ездили только на велосипедах.

В каждом голландском городе есть специальные «живые площади», где автомобилям разрешено ездить с максимальной скоростью 30 км/ч.

Вскоре по всей стране начали появляться woonerf («жилые площади») — кварталы, где разрешено движение автомобилей со скоростью не более 30 км/ч. Сегодня в таких районах проживает около двух миллионов человек.

Части одной цепи: Как голландцы заново изобрели велосипед

— Если кого-то сбивает автомобиль, движущийся со скоростью 30 км/ч, в 90% случаев он встанет и уйдет. А если автомобиль движется со скоростью 50 км/ч, пешеход выживет только в 10% случаев. Именно поэтому в каждом голландском городе есть специальные зоны. И ездить на велосипеде в таких зонах гораздо приятнее, чем на машине. Вы можете поговорить с окружающими вас людьми, но в машине вы слышите только радио, — продолжает Йохан Дипенс. — Большую часть времени я езжу на велосипеде. По своему опыту могу сказать, что такой ежедневный фитнес повышает продуктивность. Когда я кручу педали, в моей голове появляются новые идеи.

Части одной цепи: Как голландцы заново изобрели велосипед

Если человека сбивает машина, движущаяся со скоростью 30 километров в час, в 90% случаев он встанет и пойдет дальше. При скорости 50 километров в час выживет только 10%.

ПУТЬ НОВАТОРОВ

— Голландия — маленькая страна. Чтобы иметь преимущество перед другими, нужно постоянно изобретать что-то новое. И благодаря этому наша экономика растет». — говорит Стен де Вит из Solaroad, проекта велосипедной дорожки на солнечных батареях.

Части одной цепи: Как голландцы заново изобрели велосипед

Стен де Вит и его коллеги из Нидерландской организации прикладных научных исследований (TNO) разработали способ сделать эту национальную привычку более полезной. Они установили на велосипедных дорожках солнечные батареи, которые преобразуют свет в электричество. Первый Solaroad появился в 2014 году в городе Кроммени, в 20 километрах от столицы. Это был пробный участок длиной 72 метра. В первый год она обеспечила электроэнергией три дома.

— В нашей стране нелегко найти свободное место для установки дополнительных солнечных панелей. Поверхность дорог в Нидерландах в два раза больше, чем поверхность крыш всех домов. И мы подумали: почему бы не использовать велосипедные дорожки? — Стен де Вит продолжает. — В конце концов, на них попадает гораздо больше прямых солнечных лучей, чем на оживленные автострады, не так ли?

Голландцы не изобретали велосипед. Но они доказали всему миру, что этот вид транспорта является современным, полезным и экологически чистым. И пока другие страны только подхватывают эту идею, голландцы создают страну, удобную для всех. Где все работают на благо общества. Где все крутят педали вместе.

Фото: DREAMSFOTO / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES, HEMIS (X5) / LEGION-MEDIA , ALAMY, DREAMSFOTO / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017 г.

Наталья Майборода

Источник

 210 total views,  4 views today

%d такие блоггеры, как: