Ср. Янв 26th, 2022
Северный Таиланд: здоровая эйфория

Таблетки от насекомых, шкура собаки над входом в дом, сваренное вкрутую яйцо в гейзере — так видят здоровый образ жизни тайцы северных провинций Чиангмая и Чианграя. Для них это не просто модная аббревиатура — это реинкарнация в жизни!

Северный Таиланд: здоровая эйфория

«Возьми экстракт многоножек, все тайцы принимают его от кашля», — продавщица в одной из аптек Чиангмая протягивает мне пакет с коричневыми шариками.

В провинции Чиангмай температура воздуха выше 37. Влажно и душно. Идеальный климат для бактерий. Так я заразился. Кашель сдавливает и царапает горло, мешает говорить, есть, спать. Я согласен проглотить многоножку живьем, просто чтобы почувствовать себя лучше. Шарики имеют горько-кислый вкус. Пять минут дышу, не чувствуя щекотки. Затем начинается еще одна атака.

— Есть что-нибудь покрепче? Тип антигриппа? — спрашиваю фармацевта, захлебываясь сороконогим зельем.

— Мы не занимаемся распространением химикатов без рецепта врача. Просто естественно. Купите Зелье Индийского Крыжовника Амлы. Или попробуйте пососать травяные пилюли — достаньте бутылку из густо заваленной стойки с ароматными эвкалиптовыми мини-ингаляторами и разные пластиковые банки с нарисованными наверху странными кустами, жуками и улитками. Внутри пузыря находятся неровные коричневые шарики, похожие на змеиный помет. Соленая таблетка мгновенно замораживает и парализует носоглотку, как наркоз в стоматологическом кабинете. Силой царя прочитал про посылку. Бывший монарх Таиланда — Пумибон Адульядет (Рама IX) — умер в 2016 году, но остается национальным героем, кумиром, целителем и даже объектом психологической зависимости тайцев, особенно на севере страны. После его смерти народ год продолжал плакать: носили черные свечи, плакали, зажигали и бросали охапками цветов черно-белые портреты правителя. Ведь именно король спас своих соотечественников от опиума, дал им работу, дал вторую жизнь и посеял первые семена здорового образа жизни.

Вместо мака

С начала 20 века плантации опиума процветали на границе северного Таиланда, Лаоса и Бирмы (Мьянмы). Мак был основной культурой и единственным источником существования горных племен. С легкой руки ЦРУ пересечение трех стран стало называться «золотым треугольником». Урожай отправляли по реке Меконг в Бирме — самому влиятельному наркобарону Юго-Восточной Азии Кхун Са. Из Бирмы опиум-сырец распространялся по всему миру.

Северный Таиланд: здоровая эйфория

Северный Таиланд: здоровая эйфория

Северный Таиланд: здоровая эйфория

Читайте также

    Таиланд: жить красиво

В 1969 году король Рама IX, путешественник и фотограф, начал исследовать возможности северного правления. Он был шокирован масштабами производства опиума. Коллективно горные тайцы производили около 150-200 тонн опиума в год. Каждая семья обрабатывала не менее одного гектара земли. Кроме того, около 40% местных жителей сами оказались закоренелыми наркоманами: царь застал их в хижинах с трубками с опиумом в руках. Именно тогда король основал в северном Таиланде Королевский проект, основными целями которого были улучшение жизни местных племен, восстановление природных ресурсов и прекращение производства опиума.

Наркоманы лечились в реабилитационных центрах. Маковые поля косили и сжигали: члены королевской семьи лично участвовали в уничтожении плантаций.

Когда монарх умер, исцеленные поделились своими воспоминаниями в тайских СМИ: «В моей семье все были наркоманами, из поколения в поколение. Его Величество сделал нас людьми »; «Я прямо сказал Ее Величеству, что не смогу жить без продажи опиума. И он пообещал посадить личи и кофейное поле. И посеял! Я думаю о нем каждый день, скучаю по нему, жить без него не могу».

Северный Таиланд: здоровая эйфория

На бывших плантациях мака засажены фруктовые деревья, цветы, злаки и лекарственные травы. Жена Рамы IX Сирикит собрала образцы новых сельскохозяйственных достижений северного Таиланда в Ботаническом саду Королевы в Чиангмае. Клумбы, клумбы, теплицы, водоемы. Розовые, сиреневые, малиновые орхидеи (из них делают натуральную косметику). Пучки лимонной травы (основной продукт тайской кухни). Зеленые, желтые, коричневые «головы» плотоядных росянок (антисептик). Группа горцев радостно и гордо улыбается с плаката. Теперь они подают пример здорового образа жизни во всем Таиланде.

Здоровье нации

Этнокультурная община Бан Тонг Луанг в Чиангмае. Здесь, под наблюдением государства, в знакомой горной среде представители местных племен (Карен, Лаху, Палонг, Падонг, Хмонг, Яо, Акха) построили деревни и возродили обычаи, полузабытые во время эйфории опиум. Они помнят историю своих этносов, ищут корни, которые сделали их предков счастливыми сотни лет назад. Так они реабилитированы. Этот этнический деревенский комплекс является частью королевского проекта по восстановлению здоровья нации.

Собачья шкура свисает с ворот поселения Акха в Бан Тонг Луанг. Рядом из земли торчат два пня, на одном изображено лицо женщины, на другом — мужчины. Фигуры связаны узлом: символические отношения.

— Это предки, давшие нам жизнь. Пока они здесь, мы живы и здоровы. А собака защищает деревню от злых духов. Когда наши мужья идут в лес рубить бамбук, неизвестно, кого они там собирают. Ведь в каждом кусте обитают духи. Но мимо собаки никто не проскользнет. Вообще, чтобы обязательно предотвратить невзгоды и болезни, иногда приходится есть собаку, — говорит Бунсо из племени акха.

Мужчины в остроконечных соломенных шляпах забирались по колено в мутную воду рисового поля и играли палками: прополкали рис. Пожилые муж и жена собирают в корзину упавшие хлебное дерево и джекфрут. На ветках сохнут длинные выдолбленные тыквы — там будут бутылки. Старик чинит арбалет: он пойдет охотиться на кабанов.

«То, что они вытащили, что поймали, подействует», — объясняет он.

Слышен звук топора: кто-то строит хижину на сваях из бамбуковых тростников: тропический дождь не затапливает, змеи не ползают, тигры не лазают. Босая и беззубая старуха качает ребенка в колыбели из тряпки, натянутой между двумя столбами. Белая девочка Карен сидит на плетеной табуретке и рисует круги на щеках.

— Белая глина. Милый. И помогает от прыщей! Она мне улыбается.

Другая девушка Карен с длинной шеей носила золотые металлические кольца на голенях и шее.

— Для красоты. А если тигры внезапно нападают, они не кусаются », — весело говорит он.

Северный Таиланд: здоровая эйфория

Читайте также

    Тайланд: из жизни медитирующих

Женщины разных национальностей расстилают на бамбуковом полу юбки, кафтаны и шарфы, сумки и кошельки из натурального шелка и хлопка с разноцветными полосками — они готовятся к продаже.

«Ткачество — национальное женское ремесло горных племен», — говорит ткачиха Мата, протягивая бирюзовые нити между двумя рулонами самодельного ткацкого станка. — И наши мужчины тоже занимаются традиционным занятием: дрессируют слонов.

Из пахарей в художники

Во время «опиумной лихорадки» альпинисты ловили в лесах диких слонов, приставали к ним и вспахивали маковые плантации. В 1976 году с благословения короля предприниматель Чучарт Калмапичит (который, кстати, управляет Бан Тонг Луанг) собрал животных в деревнях и организовал для них реабилитационный лагерь Маеса. Внутри сейчас около 80 слонов. Здесь они живут в условиях естественных джунглей, размножаются, проходят «профессиональную переподготовку» и демонстрируют свои умения.

Северный Таиланд: здоровая эйфория

Мольберты и банки с краской стоят на лужайке у подножия пышного зеленого холма. Слоны топчут, периодически обращаются к замолкшей публике на скамейках вокруг арены. Инструкторы кладут щетки в хоботы, гладят животных за уши, что-то шепчут, подсказывают. А теперь слоны начинают рисовать четкие линии на бумаге. Через полчаса на трибунах появляются пейзажи: куст с красными цветами, дерево с качелями на ветке, голубоватые горы и реки.

— Слонов учат рисовать настоящие художники. Они работают вместе с тренерами. Это долгий процесс. Первые два-три года животные привыкают к своим учителям. Затем художник показывает слону, как держать кисть, проводит линии хоботом слона. За каждый успех слон получает награду: банан или еще что-нибудь сладкое. Так он постепенно запоминает движения. Слоны очень умны, они понимают команды «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и отлично владеют своим хоботом. Все, что нужно сделать тренерам, — это передать им краску », — говорит Понгсит, сотрудник Maesa.

Читайте также

    Секреты тренировок: блошиные цирки, соревнования лягушек и слоны-артисты

Картины с изображением домашних животных горцы продают за 2000-6000 бат, в зависимости от сложности композиции. Они верят, что слоны довольны своей судьбой и благодарны королю за то, что он освободил их предков от постыдной работы на плантациях.

Яйцо без пива

Слоны вспахивали поля гигантских маков. Например, 13 км² земли, на которой сегодня расположен парк отдыха Сингха, в провинции Чианграй. Теперь это зона здорового образа жизни. Парк открыла пивоварня.

— Местные сходят с ума от алкоголя. Просто дайте им свободу. Сколько тяжких преступлений на этой почве! — говорит Джинтана, сопровождая меня из Чиангмая в Чианграй.

Северный Таиланд: здоровая эйфория

После основания парка владельцы бренда Singha извинились за массовое производство «вредного» напитка, пробуждающего генетическую зависимость от алкоголя у уроженцев северного Таиланда. В парке не наливают пива, только чай. Посетителям предлагается насладиться здоровым и полезным отдыхом на природе.

Электробус без стекол перевозит пассажиров между пышными полями и лиловыми цветочными лугами. На каждой остановке горстка тайцев выскакивает, как манго из корзины продавца на рынке. Они остаются в веревочном городе, на горке для скалолазания, на велосипедных дорожках или на зиплайне. На станции Mini Zoo вагон почти пустой: здесь в больших загонах пасутся зебры и буйволы, что для Таиланда большая редкость.

— Не каждый может позволить себе поехать в Африку. И вот — кусочек Африки в Тайланде! — рада за соотечественников Цзинтана.

Следующая остановка — каучуковая роща, рисовая терраса и чайная плантация. Тайцы с ловкостью комаров ловят полосатые майки, соломенные шляпы и мягкие корзины. Их носят племена в горах. В чайном магазине можно бесплатно взять напрокат оборудование.

«Все хотят испытать роль горцев, представить себе, как собирают чай и делают селфи в качестве сувенира», — объясняет Джинтана.

Выходные в Singha Park — источник энергии для местных жителей. В Чианграе есть два таких места. Второй — горячий источник Мае Хачан).

Температура Ме-Хачан — 90 градусов. Вода шипит и трещит от земли и падает в искусственный бассейн.

— Надо обмакнуть яйцо — быстро сварится, — советует Джинтана.

Повсюду продавцы в соломенных шляпах продают куриные яйца в пакетах из бамбуковых листьев на длинной веревочке. Тайцы, как гекконы, промерзают по краям длинного рва с водой из источника, охлажденной до 40 градусов, поднимаются ногами и едят сваренные вкрутую яйца. Таким образом они исцеляются, очищаются, возрождаются.

Между раем и адом

«Представления тайского народа о возрождении устарели, пора их изменить», — говорит Чалермчай Коситпипат, скандальный художник и архитектор, построивший нетрадиционный Белый храм Ватронгхун в Чианграе.

Северный Таиланд: здоровая эйфория

Белый мост Возрождения ведет к храму, который, кажется, сделан из застывших слез. Перед ним из ям по обе стороны дороги торчат сотни протянутых рук из ракушечника, символизирующие желания и страсти. Белые драконы озорно улыбаются у перил. В конце моста есть две статуи: Смерть и демон Раху. Нераскаявшимся они не дадут вступить в новую жизнь. Вы должны попрощаться со своим черным прошлым, переходя мост. Прощаются те, кто сумел обойти стражников и войти в храм.

На стенах храма вместо сцен из жизни Будды изображены кадры «Бэтмена» и «Человека-паука».

— Эти фильмы о борьбе добра и зла. Современным людям это ближе и понятнее », — считает Чалермчай.

Северный Таиланд: здоровая эйфория

Тайцы ходят по храму с трепетом, веря, что они возродились к новой жизни. Во дворе выжившие попадают в символический рай — искусственное Дерево Желаний в форме серебряного колокола. Вытирая слезы, они вырезают свои имена на металлических пластинах и вешают их на Древе.

— Я хочу донести до людей идею Неба и спасения, — поясняет архитектор. Кстати, сам он живет на территории храма в золотой пагоде и периодически совершает набеги на людей — полюбоваться, как работает идея. Затеряться в толпе прихожан или наблюдать за ними из летнего кафе возле Ватронгхуна. Он искренне верит в волшебную силу своего творения. Он рассчитывает получить за это вознаграждение. Он оставил наследство, чтобы похоронить его здесь.

Местные жители рассказывают: «Несколько лет назад Чалермчай попросил своего друга художника, седобородого старейшину Тхавана Дучани (ныне покинувшего этот мир) показать тайцам, что ждет нераскаявшихся грешников. Он создал Черный Дом Баан Дам: 40 мрачных построек в виде пагод из дерева, кирпича, глины. Внутри находятся черепа, идолы, боги, шкуры крокодилов и змей, рога, полированные серебряные чашки и ножи из личной коллекции, собранной Таваном в странах Юго-Восточной Азии. Все окрашено в траур. Образ ада. Напоминание о том месте, куда тайцы наверняка пришли бы, если бы не кампания короля по борьбе с опиумом.

Выбор тайцев

Черный коридор. Измученные синие лица смотрят на меня со стен и потолка. Звуки апокалиптической музыки. Так выглядит вход в Opium Hall в Чианграе. Он был основан принцессой-матерью Синахаринтхрой. В качестве устрашающего примера. Интерактивный музей — последнее место на севере Таиланда, где выращивают мак.

Северный Таиланд: здоровая эйфория

Читайте также

    Мисс мира: Таиланд. Путь судьбы

«В белых маках больше опиума», — гласит надпись. На мониторах демонстрируется документальный фильм: представители горных племен отрезают маки головы и ждут, пока выйдет молоко и станет коричневым на солнце. Это опиум. Есть портреты известных врачей, которые прописывали его своим пациентам от бессонницы и боли. Гиппократ, Авиценна, Парацельс. На диванах лежат восковые фигуры курильщиков с пустыми глазами, их потусторонний кашель леденяет кровь. Витрины для курения опиума: трубки, чашки, нагревательные лампы, ящики из слоновой кости, нефрита, бамбука, перламутра, фарфора. В подземной камере наркоман, пойманный с поличным, борется с воздержанием. На стенах фотографии Мэрилин Монро (почему-то), Элвиса Пресли и других звезд, умерших от передозировки. «Есть два типа правителей. Первые — это те, кто за легализацию наркотиков, они не понимают, что это начало конца. Во-вторых: те, кто против наркотиков, знают, что стоит дать людям доступ, и каждый станет зависимым. Правители, выступающие за легализацию, не имеют права нести ответственность за жизнь людей », — говорится в сообщении.

На выходе из музея — зеркало в полный рост. Я смотрю на свое бледное отражение на фоне черной стены. «У тебя все еще есть выбор», — говорит он на стекле.

Солнце вышло. Сиамские кошки балуют себя. С холма Соп-Руак на меня ласково смотрит золотой Будда на радужной лодке. Судя по всему, он собирается с миром и благословением отправиться в соседние Лаос и Мьянму. У подножия гигантских статуй слона стоял монах в оранжевой тоге и с книгой в руке. Мантры текут из пагод. Яркие тайцы покупают венки из орхидей, которые предлагают в храмах, и попутно допивают мороженое свежим манго…

Другая жизнь. Реинкарнация.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗЕМЛЮ
Таиланд, провинции Чиангмай и Чианграй

Площадь Таиланда 513 120 км² (50-е место в мире)
Население 69 183 000 человек, 20 место (~ 70 000 000 в 2021 году, 20 место)
Плотность населения 135 человек / км²

Площадь Чиангмая 20 107 км²
Население 1 730 000 человек.
Плотность населения 86 человек / км²

Площадь Чианграя 11 678 км²
Население 1 288 000 человек.
Плотность населения 110 человек / км²
ВВП Таиланда 455,378 млрд долларов, 26 место (~ 530 млрд долларов в 2021 году, 25 место)

Северный Таиланд: здоровая эйфория

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАЙЯМА Тайский музей современного искусства в Чиангмае (палиндром от слова mai — «новый город»), храм Ват Пхра Кео с нефритовой копией бангкокской статуи Изумрудного Будды в Чианграе.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА жареные черви, суп хаосой с карри и кокосовым молоком, хрустящая свинина нам фрик нум.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ зеленый чай, сок манго, кокосовое молоко.
СУВЕНИРЫ «селадон» серо-зеленая керамика, хлопковые полосатые платья и рубашки, сумки.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Чиангмая ~ 6500 км (от 10 часов полета без учета пересадок)
ВРЕМЯ на 4 часа впереди Москвы
Виза для россиян не требуется
ВАЛЮТА Тайский бат (100 бат ~ 3,03 доллара США, ~ 2,98 доллара США в 2021 году)

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES, ALAMY / LEGION-MEDIA, LAIF / VOSTOCK FOTO, ROBERT HARDING (X2), ALAMY, DESIGN PICS / LEGION-MEDIA, ALAMY (X2), CUBO / LEGION-MEDIA, LAIF / ТВОИ ФОТОГРАФИИ

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» им. 12 декабря 2018 г., частично обновлено в декабре 2021 г

Катерина Миронова

Источник

от Triptimes